Михаил Ломтадзе: IPO Kaspi.kz на LSE пройдет в IV квартале 2019 года
Казахстанская компания Kaspi.kz объявила о начале подготовки к IPO на Лондонской фондовой бирже. Когда планируется провести размещение, что компания получит от IPO и в каких рынках заинтересован холдинг – рассказал председатель правления Kaspi.kz Михаил Ломтадзе. Об этом центру деловой информации Kapital.kz сообщили в Kaspi.kz.
– Вы заявили о намерении выйти с IPO на LSE. Когда оно состоится?
– IPO произойдет в IV квартале этого года. Мы планируем рассказать международным инвесторам и рынку в целом об инновационной компании, которая создана в Казахстане. Многие международные инвесторы ассоциируют Казахстан с сырьевым сектором. Но в Казахстане создана такая инновационная компания, которая объединяет три разные платформы: маркетплейс, финтех-платформа и система платежей, которая ставит своей целью улучшать и упрощать жизнь людям.
У Kaspi.kz одно из самых популярных мобильных приложений в стране. По состоянию на конец I полугодия 2019 года у нас 4,5 млн активных пользователей. Мы хотим поставить Казахстан на инновационную карту мира и тем самым показать, что страна может создавать и экспортировать инновации.
– Сколько средств планируется привлечь в ходе IPO?
– Это все будет определяться в процессе подготовки к IPO. У нас международные финансовые консультанты, которые помогают в этом процессе, – Morgan Stanley UBS, Citigroup, Credit Suisse и «Ренессанс Капитал». И в процессе подготовки мы вместе будем работать с консультантами IPO, чтобы дальше сформулировать более точные условия размещения. Обычно процесс подготовки так и проходит. Сначала делается объявление, а затем уже проводится непосредственная работа над публичным размещением.
– Определена ли доля размещения?
– Доля размещения также будет определяться в процессе подготовки. Акционеры сами будут решать, сколько акций (GDR) они хотят продавать. Но IPO будет достаточно большим, потому что компания сама большая и у нас хорошие ожидания в зависимости от благоприятности условий на международных рынках капитала. Для нас успешность IPO заключается в наличии хороших и качественных институциональных инвесторов. Инновационную технологическую компанию из Казахстана международные рынки капитала не видели. Если в Америке свой Amazon, в Китае Alibaba, в России Яндекс, очень надеемся, что теперь все узнают, что в Казахстане есть свой Kaspi.kz, который инновационностью не уступает лучшим компаниям мира.
– Уменьшат ли акционеры часть своей доли (или свое участие) при размещении?
– Все текущие акционеры примут решение, в каком количестве будут продавать свои акции в процессе IPO. Но при этом все акционеры, безусловно, останутся акционерами в компании после IPO, потому что мы все верим в долгосрочное развитие компании. У нас просто появятся новые акционеры в виде, мы надеемся, высококачественных международных инвесторов, которые будут поддерживать развитие компании в будущем.
– Когда планируется провести road show?
– Мы надеемся, что к началу IV квартала процесс подготовки будет завершен и тогда уже будет проведено road show.
– В заявлении компании указывается, что сама компания средств от IPO не получит. В чем же тогда выгода от IPO для самой компании?
– У компании есть желание активно развиваться и за пределами Казахстана. IPO – это важный шаг в жизни любой большой и быстрорастущей компании. Логично, что Kaspi.kz начинает работать с публичными рынками и хочет заявить о себе. В стратегии развития, которая предполагает выход компании за пределы Казахстана, публичное размещение является хорошим стимулом и помощником. Основная польза для компании заключается именно в этом. Kaspi.kz является одной из самых высококапитализированных компаний в Казахстане, и поэтому ей самой капитал не нужен.
– На какие конкретные рынки вы готовы выйти?
– Мы уже вышли на рынок Азербайджана. Там у нас самая крупная площадка по торговле автомобилями, недвижимостью и общих новых и подержанных товаров. И сейчас мы можем заявить, что уже начали экспортировать инновации Kaspi.kz в Азербайджан.
– Какие рынки вы еще рассматриваете?
– Мы смотрим на Среднюю Азию и Кавказ, а это 85 млн человек. Мы с интересом наблюдаем за всеми рынками вокруг нас. И ждем, чтобы совпал набор факторов, как по привлекательности этих рынков, так и по темпам их развития. У нас основным локомотивом является мобильное приложение, соответственно, мы планируем развиваться технологически, и для нас важно, чтобы инфраструктура была в приемлемом состоянии. Рынок Казахстана – это 18,5 млн человек, рынок Азербайджана – 10 млн. И, как наступит время, мы будем расширяться и на другие рынки.
– Как IPO Kaspi.kz повлияет на компанию?
– Компания быстро развивается и растет. Публичное размещение позволит более динамично расширяться и укреплять свои позиции. Мы свои позиции укрепляем постоянно. В основе нашего роста то, что мы в ежедневной работе руководствуемся нашей миссией: мы улучшаем жизнь людей, создавая инновационные сервисы.