С нового учебного года в школах Нур-Султана, Алматы и Шымкента и 33 школах в других городах внедрили пилотный проект по подушевому финансированию. Их бюджет зависит от того, сколько детей там обучается – на каждого ребёнка выделяется в среднем 224 тысячи тенге в год. При сметном финансировании в среднем на одного школьника приходилось 157 тысяч тенге в год, сообщают в АО «Финансовый центр» МОН РК. С сентября 2020 года в новом формате заработают и остальные регионы Казахстана.

Informburo.kz разобрался, как работает подушевое финансирование, изменился ли размер школьного бюджета и решит ли это проблему поборов?

Формирование бюджета по-старому: надо освоить все деньги

Финансировать работы школ обязаны акиматы. Каждый год школы подают бюджетные заявки на предстоящие три года. В документах прописываются все расходы: зарплата, содержание помещений и оборудования, коммунальные расходы и многое другое.

В управлении образования Нур-Султана рассказали о тратах на ремонт и расходные материалы.

«Школы обеспечиваются в рамках методики подушевого финансирования. Ремонт включён, но косметический. К примеру, просто побелить, царапины замазать и другое, а капитальный ремонт вроде замены окон, дверей, полов не включён. Расходы на бумагу, картриджи, тряпки предусмотрены для административного персонала школы. На учеников такие расходы не предусмотрены», – говорят в управлении.

Купить мебель и шторы можно на сэкономленные деньги: на оборудование, мебель и интерактивные доски средства в бюджете не предусмотрены. Их поэтапно заменяют при наличие свободных средств.

«Сразу по всей школе сделать это нереально: на это потребуется порядка 100-150 миллионов тенге, таких денег у школ нет. Именно поэтому школы должны писать нам план развития (на три года), чтобы правильно распланировать закупки», – добавили в столичном управлении образования.

Финансирование в школах

В Финансовом центре МОН описали, как проходит согласование бюджета школы при сметном финансировании. Ежегодно до 15 мая необходимо отправить бюджетную заявку в управление и отдел (в зависимости от статуса населённого пункта) экономики и бюджетного планирования, который составляет проект бюджета и передаёт на согласование спецкомиссии. Не позднее 15 сентября согласованный проект возвращают в управление экономики и бюджетного планирования, которое до 1 октября должно предоставить документацию в акимат для согласования с маслихатом.

При подушевом финансировании траты могут изменяться в течение года

Подушевое финансирование общеобразовательных школ исходит из годовых расходов на одного ребёнка – 224 335 тенге. Основная доля из этой суммы тратится на зарплаты работников школ – 186 874 тенге. На содержание здания – 16 892 тенге, на капитальные расходы – 15 150 тенге. А на учебные расходы и фонд стимулирования – 3 030 и 2 389 тенге, соответственно.

Средства из фонда стимулирования предназначены для премирования учителей за различные достижения. Для этого создаётся специальное положение, которое определяет порядок и условия премирования. Этот документ согласовывается с попечительским советом школы и утверждается местным отделом или управлением образования.

 

В Финцентре МОН говорят, что при новой системе школа получит больше денег, чем при сметной, по которой средний республиканский норматив равен 157,2 тысячи. Самый низкий показатель был в Нур-Султане (117,1 тысячи тенге), Атырауской области (118 тысяч тенге) и Шымкенте (132,6 тысячи тенге). Лидерами были Кызылординская область (190 тысяч тенге), Карагандинская (182 тысячи тенге) и Костанайская (178 тысяч тенге).

В ведомстве рассказали, как пилотный проект показал себя в городах республиканского значения. В школе №40 (Нур-Султан) обучается 2 328 детей. До внедрения подушевого финансирования годовой бюджет составлял 241,6 млн тенге в год, сейчас – 345,9 млн. Алматинской школе №56 (2 078 учеников) ранее выделяли 278,7 млн тенге в год, в этом году – 332,8 млн. Школа №42 в Шымкенте (2 060 детей) до подушевого финансирования получала на год 259,8 млн тенге, а с его внедрением – 319,5 млн.

Ануар Жангозин летом 2019 года, когда руководил управлением образования Нур-Султана, сказал, что администрации школ смогут прогнозировать расходы, исходя из конкретного числа учеников.

«Улучшилось материально-техническое оснащение школ. Более 2000 компьютеров закупили школы столицы. И не только для детей, но и для учителей. Теперь в школах работает 36 STEM-лабораторий, более 300 интерактивных досок», – рассказал Жангозин.

Подушевая система не обязывает осваивать все деньги полностью. Оставшиеся к концу года средства можно копить и при грамотном планировании тратить на более масштабные вещи, такие как капитальный ремонт или покупка дорогого оборудования.

Министр образования и науки сказал на встрече с журналистами, что в сельских школах подушевое финансирование внедряться не будет.

Директора школ дали свою оценку системе «деньги идут за учеником»

В школе №117 в Алматы подушевое финансирование ввели два года назад.

«Укреплена материально-техническая база, можем сделать текущий ремонт, купить необходимую литературу для учителей. Подушевое финансирование способствует развитию благоприятной среды в школе. Принцип теперь заключается в том, что «деньги идут за учеником», между школами наблюдается здоровая конкуренция», – сказала директор Ботагоз Адильбекова.

Она уверяет, что сбор денег с родителей отсутствовал и при старом формате финансирования, но если раньше найти средства было сложно, то сейчас сделать это гораздо проще. В школе уже сделали текущий ремонт, обновили интерактивные доски, открыли дополнительный класс информатики.

«В конце года мы будем премировать учителей. Попечительский совет школы решит, кто из педагогов получит премии. Зависеть это будет от олимпиад, конкурсов, научных проектов и другой активности в жизни школы», – сказала Адильбекова.

Шакарим Сайсенбай стал директором школы-лицея №54 в Нур-Султане через год после внедрения подушевого финансирования.

«Удалось улучшить школьную инфраструктуру, кабинеты, санузлы. Бюджет стал выше, но есть нюанс: у школ с 2 700 и 3 000 детей примерно он одинаковый. Хотя разница в количестве большая. Это корректирующий коэффициент», – отметил Шакарим Сайсенбай.

Вычисление бюджета